Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 49 человек

Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе учителя-дефектолога

Дата: 1 апреля 2019 в 20:52
Автор: Лейко В. П.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование метода наглядного моделирования. Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов.

В коррекционной работе  с детьми мы используем  наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в домиках: красном, синем, зеленом. Но сначала мы используем картинные символы, а затем цветовые.

Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

В процессе коррекционной работы большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций.

Продуктивным, на наш  взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

Знакомя детей с приставками и предлогами,  так же используем карточки-схемы, карточки-символы. Детям показываются карточки-символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточке. Или, на доске вывешивается модель, а детям раздаются картинки-карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог. Еще мы формируем умение составлять рассказы по графическим схемам, используя предлоги и приставки по какой-либо теме, например “Как я гулял”, “Путешествие на машине” и т.д.

Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, мы так же используем модели, так как монологическая речь детей, имеющих нарушения речи характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построение предложений.

В процессе работы над умением детей составлять рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых “ключевых” словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

              

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.