Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 49 человек

Учимся, играя!

Дата: 22 января в 19:50
Автор: Лейко В. П.

Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности.

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых  же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но  требующих максимальной мобилизации интеллектуальных  и физических сил.  На   ребенка влияет   целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

В учреждении дошкольного образования подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняет старшая группа, в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно.

Педагоги старших групп (воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания, учителя-дефектологи специальных групп) работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

  • мотивация к обучению (желание идти в школу);
  • умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • наличие познавательной потребности к сформированности «внутренней позиции школьника»;
  • умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;
  • развитие интеллектуальных процессов;
  • развитие фонематического слуха, речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому учебная программа дошкольного образования учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

Специальная подготовка к школе – занятия по образовательным областям «Элементарные математические представления», «Подготовка к обучению грамоте», «Развитие речи и культура речевого общения».

Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности- учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ  действия, который использует ребёнок, например, классификация, сравнение, анализ. Игра, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.  С помощью игры можно  определить готовность ребенка  к обучению, скорректировать его поведение. Исходя из  этого, на каждом занятии с дошкольниками используются различные игровые формы.       

Научиться общаться можно только на практике - отсюда особая роль придается развитию речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития пальцевой моторики. Основы  математики заложат в ребенке необходимые знания и подготовят к дальнейшему восприятию предметов. Для сохранения физического здоровья ребенка, для его развития необходимо проведение физкультминуток. В программе важен комплексный подход, направленный на всестороннее развитие личности, ее духовного, интеллектуального и творческого начала.

Программа определяет те представления и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению.

 

Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т.к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

- Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

- Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальным является организация педагогом-психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога проводятся 1 раз в неделю со старшими дошкольниками по подгруппам. Длительность занятий 25-30 минут. Занятия составлены в  соответствии с  возрастными и психологическими возможностями старших дошкольников. 

На каждом занятии используются игровые упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов («Четвертый лишний», «Что спрятано?», «Узнай по контуру», «Составь картинку», «Дорисуй»), мелкой моторики рук («Продолжи узор», «Сделай копию», «Узнай кто это?»). Дошкольники упражняются в ориентировке в пространстве, рисовании и срисовывании по клеткам или образцу, составлении из геометрических фигур различных предметов. Во время занятий с детьми используются различные дидактические и подвижные игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы («Зеваки», «Улитка», «Море волнуется», «Близнецы»).

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает  делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни  постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. (В.А. Сухомлинский)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.